Появление первого театрального кресла напрямую связано с созданием первого театра и относится к античным временам. По утверждениям историков, изначально упоминания о театрах были связаны с языческими ритуалами, проводимыми в Древней Греции.
В те годы в каждом древнегреческом городе находился амфитеатр, способный вместить от 15 000 до 45 000 зрителей. Места располагались полукругом от сцены — монетообразной «орхестры», что на греческом означает «плясать». Сами ряды назывались «театрон», что в переводе звучит как «смотреть», и состояли из кресел, сооружающихся прямо в скале, путем вырубания в ней места для сиденья. Визуально они скорее напоминали собой ступени, которые постепенно поднимались в гору в форме дуг. Их передняя часть предназначалась для сидения, а задняя одновременно являлась проходом между рядами и местом для ног.
Встречались сиденья с углублениями, скорее всего, предназначавшимися для подушек, которые обеспечивали зрителям хоть какой-то комфорт. Однако если представление затягивалось, зрители начинали испытывать неудобства. В нижних рядах находились более комфортные театральные кресла из мрамора, имеющие спинки и отличающиеся богатыми украшениями. Они предназначались для привилегированных лиц, включая жрецов, представителей знати и царей.
В период Средневековья театральные представления часто организовывали прямо на площадях. В роли театральных кресел зачастую выступали корзины с землей, а также бочки, которые ставили в виде круга. В это время сидячие места стоили довольно дорого, в связи с чем, основная часть пришедших смотрела представления стоя.
Расцвет театра пришелся на эпоху Возрождения, на рубеже
Театральное кресло в том виде, в каком мы привыкли его видеть, появилось только в XVIII веке во Франции, когда театр стали высоко ценить при дворе. Такая мебель быстро вошла в моду и, обретя небывалую популярность, быстро появилась в России.
С тех пор видоизменялась лишь обивка театрального кресла: на смену дорогостоящим тканям пришли более дешевые, но надежные и практичные материалы. В определенной степени эволюционировала и форма, которая приобрела более эргономичные контуры, обеспечивающие максимальный комфорт зрителям на протяжении всего просмотра спектакля.
В середине XX века появились новые материалы, в частности — пластики, полиуретаны, пожаробезопасные добавки и другие. Это привело к кардинальному изменению отделки кресел: в качестве мягкого элемента стал применяться поролон (открытые поры, как результат — быстрое нарушение структуры и изменение формы) и пенополиуретан (ППУ, закрытые поры из-за целенаправленной и конкретной формовки в процессе вспенивания, в результате — более долгий срок эксплуатации кресел, примерно 15 лет, в зависимости от режима эксплуатации зала). Но конструктивно кресло не изменялось долго! Традиционно мягкий элемент клеился к формованной фанере толщиной
В начале XXI века появилась и начала применяться в Европе технология Uniblock, которая позволяет производить кресла с более высокими потребительскими свойствами. ППУ заливается сразу на ткань в гидротермостатируемые формы, оснащенные вакуумным агрегатом, и в этом же цикле в ППУ интегрируется внутренний литой пластиковый каркас. Эта технология позволяет не использовать клей, увеличить скорость производства в 8 раз и, что самое важное, — существенно продлить срок эксплуатации.
По такой технологии на территории СНГ и Юго-Восточной Азии работает только фабрика РАТКО. Линия, производимая по самой современной инновационной технологии, называется Robustino, что в переводе с итальянского означает «крепыш». Это имя в полной мере отражает потребительские качества кресел.
Мы оснастили цеха и склад готовой продукции передовой системой озонирования воздуха
ПодробнееФрагмент выпуска об эволюции кресла рассказали театровед Борис Любимов, историк моды Алена Арефьева и директор производства театральных кресел Денис Сазонов.
ПодробнееУчастие в выставке «Промышленные инновации Калужской области» г. Калуга
Подробнее